Тема профессиональной деятельности:
Информационно-просветительская деятельность как эффективный способ корректирования социальных и личностных проблем ребенка и его адаптации в современном обществе.
Цель моей работы заключается в создании условий для корректировки социальных и личностных проблем ребенка через информационно-просветительскую деятельность всех участников воспитательного процесса.
Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:
- Оказать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
- Выявлять ведущие проблемы и ценностные ориентации детей и их родителей.
- Способствовать созданию благоприятного микроклимата в классных коллективах школы.
- Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.
- Повышать правовую грамотность учащихся и их родителей; учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально- значимую деятельность.
- Создавать условия для формирования потребности в ведении здорового образа жизни.
- Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.
Основным назначением социального педагога в школе считаю – налаживание необходимого взаимодействия между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого.
К главной сфере деятельности социального педагога отношу: социум, сферу ближайшего окружения ребёнка, образовательную среду в которой ребёнок вращается и воспитывается. Поэтому в нашей школе деятельность социального педагога строится исходя из тенденций развития образования, ориентированных на будущее и опорой на собственные способности обучающегося, на положительные воспитательные ресурсы семьи. Однако для предупреждения возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании целесообразно профилактику проводить через информационно-просветительскую работу с родителями.
С этой целью родителей можно знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. Объективно складывающиеся взаимоотношения в семье характеризуют структуру семьи, семейную целостность. Информационно-просветительскую работу с родителями можно направить на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Доступны для реализации и формы такой работы - это лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).
Информационно-просветительская работа с учащимися также может оказаться наиболее действенной и эффективной. Работа социального педагога построена на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении. Необходимо формировать у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:
социально-педагогические корни возникновения отклонений в поведении;
правовые аспекты последствий отклоняющегося от нормы поведения;
социальные последствия аномальных привычек.
На каждом из этих направлений социальный педагог может привлечь для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов). Также осуществить профилактическую работу как непосредственно на уроках по предметам, так и на внеклассных мероприятиях, затрагивая темы вредных привычек и асоциальных форм поведения, формируя критическое отношение к реальной действительности, способствуя выработке правильной личностной позиции в отношении различных жизненных ситуаций.
В этой связи, важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдением общепринятых норм поведения. Информация для детей может быть представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Все это позволит детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, поспособствует формированию адекватного поведения. Этим обусловлен выбор темы.
Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Поэтому кредо своей деятельности вижу в словах восточной мудрости: "Настойчивость и терпеливость - в единстве противоположностей - два козыря успеха". Считаю, что эти качества позволяют мне стремиться к положительным результатам в социально-педагогической деятельности.
|