1.2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности:
Чтобы добиться выполнения поставленной цели и реализации вышеперечисленных задач, надо хорошо знать своих учеников, их здоровье, их интересы, отношения с семьей, со сверстниками. Такое знание помогает понять истоки трудностей, которые возникают в воспитании детей, помогает следить за ростом детей в умственном, духовном, нравственном плане, вносить коррективы в уровень их воспитанности. Насколько проводимая коррекция будет эффективна, во многом зависит от используемого ресурсного обеспечения.
Нормативно-правовое обеспечение:
Для успешной работы у меня имеется пакет документов:
- Должностные обязанности социального педагога.
- Социальный паспорт школы.
- Социальные паспорта учащихся и их семей.
- Социальные паспорта классов.
- План работы социального педагога.
- Анализ работы социального педагога за прошедший год.
- Сведения о несовершеннолетних детях, находящихся под опекой.
- Сведения о несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете и на учете в КДНиЗП и ОДН МВД по Черепановскому району.
- Сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении.
- Списки малообеспеченных, многодетных, неполных семей.
- Список детей с ограниченными возможностями в здоровье.
Правовой основой социально-педагогической деятельности являются следующие нормативные документы:
· Конвенцией ООН о правах ребенка;
· Конституцией РФ;
· Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;
· Кодексом об административных правонарушениях;
· ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
· Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 08.05.2013) "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
· ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
· Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 года « О социальной защите инвалидов»
· Федеральный закон № 159 от 21.12.1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения взрослых»
· Уставом образовательного учреждения;
· Положением о Совете профилактики;
· Правилами внутреннего трудового распорядка.
Материально-техническая база:
В школе имеется кабинет социального педагога для индивидуальной работы с участниками педагогического процесса, постоянно обновляется научно-популярная литература по социальной педагогике и справочники социального педагога. Мною разработаны банки данных обучающихся, системно ведутся личные дела подростков, состоящих на профилактическом учете, детей, оставшихся без попечения родителей, личные карты детей состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН. Созданы учебно-методические карточки по индивидуальным занятиям с обучающимися ОВЗ. Материально-техническая оснащённость кабинета дает возможность пользоваться компьютером, электронными библиотеками, интернет ресурсами, оргтехникой.
Программно-методическое обеспечение:
- ПРОГРАММА социально-педагогической работы Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Пятилетская средняя общеобразовательная школа имени Дударева Ивана Константиновича на 2018-2019 учебный год;
- Программа «Формирование коммуникативных навыков». ( Социальная адаптация младших подростков в условиях сельской школы);
- Целевая программа «Умей сказать «НЕТ!» по профилактике аддиктивного поведенияу обучающихсяМКОУ Пятилетской СОШ имени Дударева И.К. (Приложение 1)
Перечень программ для индивидуальной и групповой коррекционной работы:
1. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие/С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня.; Под. Ред. И.Соковни. - М.: Просвещение,2002.
2. Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста/Авт.-сост. В.И. Екимова, Т.В. Золотова. - М.:АРКТИ,2008.
3. Гусева Н.А Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления ПАВ/под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. - Спб.: Речь, 2005.
4. Богатырева Т.Л. Цикл занятий с подростками 10 – 12 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2006
5. Гедзь Е., Середенко Н. Профилактика девиантного поведения подростков // Школьный психолог, №29, 2004
6. Вредные привычки: профилактика зависимостей.
7. Кулинич Г.Г. М.: ВАКО, 2009.
8. Психологический тренинг с подросткам. Людмила Анн. - Спб.: Питер, 2005.
9. А.С. Прутченков. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: МООДиМ «Новая цивилизация», педагогическое общество России, 2000.
- Групповая работа с детьми и подростками ( Коммуникативный тренинг для старшеклассников) Смид Р. Генезис, 2000
- Фурманов И.А. Детская агрессивность и коррекция(Основы конструктивного общения) – Мн. Ильин В.П. 1996
Информационное обеспечение:
В современном динамичном мире для успешной социализации человеку необходимо обладать рядом важных характеристик. Одной из них является умение работать с информацией. Информированность в экономической, политической, общественной и остальных сферах позволяет ориентироваться в процессах, происходящих в обществе, быть адаптированным к изменениям, выработать свою жизненную позицию и придерживаться ее, проектировать будущее подрастающего поколения с учетом специфики и особенностей развития общества.
В профессиональной деятельности умение работать с информацией играют огромную роль: информация о традиционных и новых направлениях деятельности, современных исследованиях, открытиях, позволяет специалисту выстраивать свою работу, достигать профессионального и карьерного роста.
Литература и интернет ресурсы, часто используемые в работе. (Приложение2)
В своей работе просматриваю сайты при подготовке к профилактическим мероприятиям, родительским собраниям, создаю презентации, посещаю сетевые сообщества социальных педагогов.
Состою в сообществе педагогов NETFOLIO (http://snegireva-iv.netfolio.ru/).
Являюсь разработчиком и администратором школьного сайта (http://s-pyatilche.edusite.ru ), где, в том числе, представлена страница социального педагога (http://s-pyatilche.edusite.ru/p45aa1.html) и страница с информацией о поддержке детей, подростков, родителей.
В Электронной школе (https://shkola.nso.ru/auth/login-page) выполняю функции администратора своей школы, являюсь оператором Единой базы данных учёта детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Рецензия руководителя ОУ от 13.11.2018 г. (Приложение № 3)
1.3. Участие в разработке программно-методического обеспечения социально-педагогического сопровождения образовательного процесса*:
Мной разработана программа «Формирование коммуникативных навыков», направленностью которой является формирование социального иммунитета у младших подростков. В результате реализации которой, обучающиеся 5 класса ежегодно с 2002 года изучают программу по социальной адаптации, общее количество за истекшие 5 лет - 57 учащихся.
Представлена данная программа на защите выпускной квалификационной работы по теме «Социальная адаптация младших подростков в условиях сельской школы»; дата – 18 июня 2002 года, место проведения - НГПУ, количество участников – более 30. Приложение к диплому ДВС № 1539724. (Приложение № 1)
1.4. Совершенствование социально-педагогических методов работы с обучающимися, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой профессиональной деятельности в межаттестационный период:
Занимаясь информационно-просветительской работой по защите прав и интересов ребёнка - в педагогическом коллективе, среди родителей и лиц их заменяющих, среди обучающихся, я создала методическую копилку разработок (в том числе электронных): выступлений, рекомендаций, практических занятий, бесед по пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании в школьной среде и т.д.
(Приложение № 5)
Методические разработки, направленные на совершенствование социально-педагогической работы:
· Работа с обучающимися, с обучающимися с особыми возможностями здоровья, с детьми-инвалидами:
- Социально-педагогическая профилактика детских краж.
- Час общения с социальным педагогом: «Я и моя Семья».
- Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ.
- Презентация «Профилактика СПИДа».
- Разговор о правильном питании.
- Театрализованный классный час о вреде курения.
- Тренинг «Профилактика наркозависимости».
- Урок-конфликт.
- Вредные привычки.
- Диспут «Быть успешным? Будь успешным!»
- Подросток и закон. (Курс занятия по правовому воспитанию школьников).
- Курс занятий по профессиональному самоопределению «Найди себя».
- «Наркотик-продукт рекомендованный для твоей смерти».
- Практикум «Ищу работу».
- «Выбирай жизнь!».
- Тренинг для волонтера.
· Работа с родителями:
- Наша готовность к выбору детей (РС).
- Ученик - учитель – семья (РС).
- Курс занятий «Родительская школа».
- Стиль воспитания и родительская любовь(РС).
- Конференция по теме: Здоровый образ жизни семьи.
- Родителям о проблеме употребления наркотических веществ среди подростков.
- Психологическая поддержка в семье.
- Рекомендации родителям по организации профилактической работы с детьми и подростками с учетом их возрастных особенностей.
- Жестокое обращение с детьми (РС).
· Работа с педагогами:
- Профилактика правонарушений подростков(для педсовета).
- Мастер класс электронная школа.
- Мастер-класс netfolio.
- Материалы классному руководителю для тестирования родителей.
- Антикризисная релаксация.
- Коррекционные упражнения в индивидуальной работе с детьми ОВЗ.
- «Педагогический Такт»
- Федеральный закон № 120 от 24.06.99г. (Презентация для педсовета)
- Организация свободного времени "трудных школьников".
· Памятки, советы, рекомендации:
- Трудовое воспитание ребенка в семье.
- Суицид Памятка для родителей.
- Родителям о ЕГЭ.
- Правила для ВСЕХ.
- «Дурная компания».
- «Конфликтный ребенок».
- «Побег из дома. Что делать?».
- Закон и подросток.
- Разрешение конфликта в семье.
- Рекомендации «Нарушение общения».
Ссылки на публикации http://s-pyatilche.edusite.ru/p136aa1.html
1.5. Продуктивное использование современных социально-педагогических технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период:
В своей работе использую диагностические социально-педагогические технологии. Для достижения цели профессиональной деятельности и реализации поставленных задач, требуется наличие знания об особенностях своих учеников, их здоровье, их интересы, отношения с семьей, со сверстниками. Система диагностики дает такое знание, помогает понять истоки трудностей, которые возникают в воспитании детей, помогает следить за ростом детей в умственном, духовном, нравственном плане. Насколько проводимая коррекция будет эффективна, во многом зависит от динамики процессов личности, которые фиксирует диагностика:
1. Применяемые методики и результаты социально-педагогической диагностики по годам. (Приложение № 6)
2. Проведение внешней экспертизы по динамике качества социально-педагогической деятельности, через реализацию дистанционного тестирование в рамках социально-психологического обследования по выявлению обучающихся "групп риска", склонных к аддиктивному и суицидальному поведению в МКОУ Пятилетской СОШ имени Дударева И.К. с 2014 по 2018 год, в соответствии с письмом Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
Результаты по внедрению СПТ тестирования по годам (Приложение №7) |